КБМ – это показатель аварийности водителя, применяемый страховыми компаниями при оформлении полиса ОСАГО. Он учитывает количество ДТП, совершенных водителем по его вине. Всего насчитывается 15 классов водителей, каждому из которых присвоен свой коэффициент бонус-малус от 0,5 до 2,45. Чем выше класс, тем ниже КБМ. Ранее такой коэффициент закреплялся за автомобилем и после его продажи водитель терял накопленную скидку. В настоящее время КБМ рассчитывается индивидуально по каждому водителю и заносится в общую базу данных.
Так, например КБМ = 0,5 дает максимальную скидку на оформление полиса ОСАГО в 50%, в то время как КБМ = 2,45 увеличивает стоимость почти в 2,5 раза. КБМ – это единственный показатель, от которого существенно зависит цена автострахования. Если ДТП не было или оно не было зарегистрировано в Страховой копании (стороны разошлись по договоренности), тогда КБМ не повышается и водитель может рассчитывать на дополнительную скидку в 5% на следующий страховой год.
КБМ 0,60 – это скидка на оформление полиса ОСАГО в 40%. Она назначается в том случае, если у водителя в прошлом году был коэффициент 0,65, и за год не было совершено ни одного ДТП по его вине. Стоимость нового страхового полиса будет на 5% ниже предыдущего года и на 40% ниже основного страхового тарифа.
При текущем КБМ 0,60 в следующем году водителю будет назначен коэффициент бонус-малус исходя из количества совершенных по его вине ДТП:
Чтобы заработать коэффициент равный 0,60 водителю — новичку необходимо отъездить 8 лет, не совершив ни одного ДТП. Еще два безаварийных года позволят автострахователю оформлять полис ОСАГО с максимальной 50%-ой скидкой. Водителям, по которым нет информации в базе данных, присваивается 3 класс и КБМ=1. Стоимость полиса ОСАГО в таком случае считается по базовому тарифу без применения понижающего или повышающего коэффициента.